Оглавление:
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕРМЕРА
В настоящее время в Японии очень большое внимание, и это оправдано, привлекает к себе ухудшение состояния среды и в результате этого загрязнение продуктов питания. Горожане организовали бойкоты и большие демонстрации протеста против равнодушия политических и промышленных лидеров к этим вопросам. Но вся эта активность при современном уровне духовного развития является пустыми усилиями. Говорить об очищении от особо сильных зафязнений - это все равно, что лечить симптомы болезни, в то время как коренная причина болезни продолжает усугубляться.
Например, два года назад Исследовательский Центр сельскохозяйственного менеджмента совместно с Советом Органического земледелия и Нада Кооперацией организовали конференцию с целью обсуждения проблемы загрязнения среды. Председателем на конференции был м-р Теруо Ичираку, который возглавляет Японскую Ассоциацию Органического земледелия и является также одной из наиболее влиятельных фигур в Государственной Сельскохозяйственной Кооперации.
Рекомендациям этого учреждения относительно того, какие выращивать сорта различных культур, какое количество удобрений использовать и какие следует применять химикаты, следует почти каждый японский фермер.
Поскольку в конференции принимало участие такое количество влиятельных лиц, я следил за ней с надеждой, что могут быть приняты и претворены в жизнь далеко идущие решения. С точки зрения рекламы проблемы загрязнения продуктов питания эта конференция может быть признана успешной. Но, как и на других собраниях, дискуссия выродилась в серию высоко технических докладов научных работников и персональных сообщений об ужасах пищевого загрязнения. Ни один из выступающих не пожелал перевести обсуждение проблемы на ее фундаментальный уровень.
При обсуждении ртутного отравления тунца, например, представитель Управления рыболовства говорил о том, насколько действительно пугающей стала эта проблема. В то время ртутное загрязнение обсуждалось каждый день по радио и в газетах и поэтому каждый внимательно слушал его выступление.
Оратор сказал, что содержание ртути в телах тунцов, выловленных даже около Антарктики или около Северного полюса, было необыкновенно высоким. Однако, когда лабораторный образец рыбы, взятый несколько столетий назад, был проанализирован, то эта рыба, вопреки ожиданиям, также содержала ртуть. В его заключении было высказано предположение, что поглощение ртути жизненно важно для рыбы.
Люди, присутствующие на докладе, переглядывались в полном недоумении. Предполагалось, что цель встречи - определить, что делать с отходами, которые уже загрязнили среду, и принять меры, чтобы исправить положение. Вместо этого представитель Управления рыболовства говорит, что ртуть необходима для выживания тунца. Вот что я имею в виду, когда говорю, что люди не могут постигнуть коренных причин загрязнения и видят эту проблему только в узкой и неглубокой перспективе.
Я встал и предложил предпринять совместные действия для выработки конкретного плана работы по проблеме загрязнения. Не лучше ли прямо сказать о прекращении использования химикатов, которые являются причиной загрязнения? Рис, например, может быть прекрасно выращен без химикатов, так же как и цитрусовые, и не составляет большого труда выращивать и овощи таким же способом. Я сказал, что это может быть сделано и что я делал это на моей ферме в течение многих лет, но пока правительство продолжает поощрять использование химикатов, оно не даст возможности "чистому" земледелию продемонстрировать свои возможности.
На встрече присутствовали члены Управления рыболовства, так же как и работники Министерства сельского хозяйства и лесоводства и Сельскохозяйственной Кооперации. Если бы они и председатель конференции м-р Ишираку действительно хотели сдвинуть дело с мертвой точки и предложили бы фермерам по всей стране попытаться выращивать рис без химикатов, то тогда могли бы произойти решительные изменения. Однако для этого было одно существенное препятствие. Если бы фермеры начали выращивать культуры без ядохимикатов, удобрений и машин, гигантские химические компании стали бы48
ненужными и Государственное Управление Сельскохозяйственной Кооперации рухнуло бы.
Чтобы поставить вопрос ребром, я сказал, что кооперативы и те, кто определяет государственную политику зависят от инвестиций капитала в удобрения и сельскохозяйственную технику, которые являются основой их могущества. Отказ от машин и удобрений вызовет полное изменение экономических и социальных структур. Поэтому я не вижу возможности для м-ра Ишираку, Кооперации или правительственных служащих выступать в защиту мероприятий, способствующих очищению от загрязнения.
Когда я выступил таким образом, председатель сказал: "М-р Фукуока, своими замечаниями вы мешаете работе конференции", и этим заткнул мне рот. Да, вот, что случилось тогда.
ПРОСТЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СЛОЖНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Таким образом, стало ясно, что правительственные организации не собираются остановить загрязнение среды. Другая трудность заключается в том, что все аспекты проблемы загрязнения продуктов питания должны быть собраны вместе и разрешены одновременно. Проблема не может быть решена людьми, которые занимаются только той или другой ее частью. До тех пор, пока сознание каждого человека не будет фундаментально трансформировано, загрязнение среды не уменьшится.
Например, фермер думает, что он не имеет никакого отношения к проблеме Внутреннего Моря (Маленькое море между островами Хонсю, Кюсю и Шикоку). Он думает, что это дело служащих Управления рыболовства - следить за рыбой, а дело Совета по Окружающей среде - заботиться об уменьшении загрязнения океана. Проблема заключена также в таком способе мышления.
Наиболее часто используемые химические удобрения - сульфат аммония, мочевина, суперфосфат и другие применяются в больших количествах, но только небольшая их часть поглощается растениями в поле. Остальное смывается в ручьи и реки и постепенно выносится ими во Внутреннее Море. Азотистые соединения становятся пищей для водорослей и планктона, которые размножаются в громадных количествах, что служит причиной появления "красного прилива". Конечно, промышленные выбросы ртути и других отходов тоже вносят свой вклад в загрязнение, но загрязнение воды в Японии в наибольшей степени обусловлено сельскохозяйственными химикатами.
Таким образом, фермеры должны нести основную долю ответственности за появление "красного прилива". Фермер, который применяет химикаты на своем поле, корпорации, производящие эти химикаты; сельскохозяйственные чиновники, которые верят в пользу химикатов и согласно этому составляют технические рекомендации если все эти люди не осмыслят проблему достаточно глубоко, то вопрос загрязнения воды не будет никогда разрешен.
Теперь только те, кто непосредственно сам пострадал, становятся активными в попытках разрешить проблему загрязнения, как это было в случае с местными рыбаками, которые выступили против больших нефтяных компаний после утечки нефти около Мицушима. Другая попытка решения проблемы принадлежит одному профессору, который предложил прорыть канал через остров Шикоку, чтобы относительно чистая вода Тихого океана потекла во Внутреннее Море. Такие попытки делаются время от времени, но радикальное решение проблемы никогда не будет достигнуто таким путем.
Фактически, что бы мы ни делали, ситуация только ухудшается. Чем тщательнее разрабатывают контрмеры, тем сложнее становятся проблемы. Предположим, через Шикоку будет проложена труба и вода будет закачиваться из Тихого океана и переливаться во Внутреннее Море. Но откуда придет электроэнергия, необходимая предприятию для производства стальных труб и откуда возьмется энергия для закачивания воды? Для этого необходимы атомные электростанции. Для строительства этих энергетических систем должен быть завезен бетон и все необходимые материалы, а также построен центр уранового процессинга. Если дело пойдет таким путем, оно только посеет семена второго и третьего поколения проблем загрязнения, еще более сложных, чем предыдущие.
Это похоже на случай с жадным фермером, который слишком широко открывает вход в оросительный канал, чтобы побольше воды устремилось на его рисовые поля. В результате образуется ударная волна, которая размывает край канала. После этого необходимы восстановительные работы. Стенки оросительного канала выравнивают и русло расширяют. Увеличившийся объем потока воды только увеличивает потенциальную опасность размыва, и в следующий раз кромка снопа не выдерживает и еще большие усилия требуют для устранения повреждения.
Если принимают решение работать над симптомами проблемы, то при этом обычно подразумевают, что исправительные меры смогут устранить саму проблему. Но это редко получается. Кажется, что инженеры не в состоянии усвоить это. Принимаемые контрмеры основаны на слишком узком представлении о том, что надо исправлять. Как меры, так и контрмеры основаны на ограниченном понимании научной истины и суждений. Правильное решение никогда не придет таким путем {Словами "ограниченная научная истина" м-р Фукуока характеризует то представление о мире, которое сконструировано человеческим интеллектом. Он считает это восприятие ограниченным рамками субъективных представлений).
Мое скромное решение вопроса путем разбрасывания соломы и выращивания клевера не создает нового загрязнения. Оно эффективно, потому что оно уничтожает источник проблемы. Пока вера современного человечества в возможность решения этой проблемы с помощью больших технологических разработок не будет отвергнута, загрязнение среды будет только увеличиваться.
ПЛОДЫ ТРУДНЫХ ВРЕМЕН
Потребители тоже считают, что они не имеют никакого отношения, к причинам сельскохозяйственного загрязнения. Многие из них хотят иметь продукты питания, не обработанные химикатами. Но химически обработанные продукты продаются, главным образом, как ответ на запросы потребителей. Потребитель требует большой лоснящийся плод без пятен и правильной формы. Чтобы удовлетворить эти желания, быстро вводятся в употребление новые химикаты, которых не было еще 5-6 лет тому назад.
Как мы зашли в такой тупик? Люди говорят, что для них не имеет значения, имеет ли огурец прямую или искривленную форму, и что фрукты не обязательно должны иметь красивую внешность. Но посмотрите на оптовый рынок в Токио, если вы хотите узнать, как цены реагируют на предпочтения потребителей. Если фрукты выглядят у вас немного лучше, чем у других продавцов, вы получаете премию 10-20 центов за килограмм. Если фрукты классифицируют как мелкие, средние и крупные, цена может увеличиваться в два или три раза за каждый размер.
Согласие потребителей платить высокую цену за продукты, выращенные не в сезон, также вносит свой вклад в увеличение использования искусственных методов выращивания и химикатов. В последний год мандарины из Уншу, выращенные в теплицах для летней продажи (обычно фрукты созревают поздно осенью), имели цену а 10-20 раз более высокую, чем сезонные мандарины. Таким образом, если вы вложите несколько тысяч долларов в закупку оборудования, купите необходимое топливо и поработаете свыше всякой нормы, вы можете получить прибыль.
Выращивание овощей и фруктов вне сезона становится все более и более популярным. Чтобы получить мандарины на один месяц раньше, люди в городе кажется были бы счастливы заплатить за все расходы фермера на труд и оборудование. Но если вы спросите, нужно ли человеку иметь эти фрукты на месяц раньше, то правдивый ответ будет - нет, совсем не нужно, и деньги - это не единственная цена, которую мы платим за это потворство своим желаниям.
Кроме того, окрашивающие вещества, которые не использовались несколько лет назад, теперь используются. Благодаря этим химикатам плоды приобретают зрелую окраску на одну неделю раньше. В зависимости от того, проданы ли фрукты на неделю раньше или после 10 октября, цена в два раза повышается или падает, поэтому фермер применяет ускоряющие созревание химикаты и после уборки помещает плоды в камеру для обработки газом, ускоряющим созревание.
Но если плоды сняты рано, они не очень сладкие, и поэтому используются искусственные сладкие добавки. Обычно думают, что химические подслащиватели были запрещены, но искусственный подслащиватель, которым опрыскивают цитрусовые деревья, не был объявлен вне закона. Вопрос заключается в том, попадает ли он в категорию "сельскохозяйственные химикаты". Во всяком случае, почти каждый фермер использует его.
Затем фрукты забирает кооперативный сортировочный центр. Чтобы разделить плоды по размеру на крупные и мелкие, их заставляют прокатиться несколько сотен метров по длинному конвейеру. Неизбежны удары и повреждения. Чем крупнее сортирующий центр, тем больше плоды бьются и мнутся. После мытья водой мандарины опрыскивают защитными и окрашивающими веществами. Наконец, как завершающий мазок их обрабатывают парафином и полируют до блеска.
Таким образом, начиная со времени, предшествующего уборке, и до того момента, когда плоды попадают на прилавок их обрабатывают химикатами пять или шесть раз. Здесь не упомянуты еще химические удобрения и опрыскивания плодовых деревьев пестицидами. И все это потому, что покупатель хочет покупать фрукты немножко более привлекательные. Именно эта маленькая грань предпочтения ставит фермера в действительно затруднительное положение.
Все эти меры принимаются не потому, что фермеру нравится это делать, и не потому, что чиновники Министерства Сельского хозяйства получают удовольствие, заставляя фермера трудиться сверх меры, этого требует общепринятая шкала ценностей.
Когда я сорок лет назад работал в Иокогаме на таможне, лимоны и апельсины обрабатывались именно таким образом. Я был категорически против введения этой системы, но все мои усилия не могли помешать ее внедрению в практику.
Если одно фермерское хозяйство или кооператив осваивают новый прием, как, например вощение мандаринов, как знак особого внимания и заботы о внешнем виде, то они получают более высокую прибыль. Это замечают другие сельскохозяйственные кооперативы и скоро они также осваивают новый прием Плоды, не покрытые воском, больше не могут получить такую же высокую цену. Через два или три года вощение плодов распространяется по всей стране. Затем благодаря конкуренции цены снижаются и все, что остается фермеру - это бремя тяжелой работы и дополнительные расходы на материалы и оборудование. Теперь он должен покрывать плоды воском.
В результате, конечно, страдает покупатель. Продукты, которые фактически не являются свежими, могут быть проданы, потому что они выглядят свежими. С биологической точки зрения плоды в слегка подвядшем состоянии снижают свое дыхание и расход энергии до возможно низкого уровня. Это похоже на состояние человека в медитации: его метаболизм, дыхание и расход энергии снижается до необычно низкого уровня. Даже если он голодает, энергия в его теле будет сохранена. Точно также, когда мандарин сморщивается при подсыхании или когда овощи подвядают, они переходят в состояние, которое сохраняет их пищевые качества в течение возможно долгого времени,
Не стоит пытаться сохранить только вид свежести, что происходит, когда продавец снова и снова сбрызгивает водой свои овощи. Хотя при этом овощи производят впечатление свежих, их вкус и питательная ценность снижаются.
Все сельскохозяйственные кооперативы и коллективные центры сортировки были объединены и расширены для такой ненужной деятельности, как придание продуктам товарного вида. Это называется модернизацией. Продукты упаковывают, отправляют в громадную систему доставки, откуда они поступают к потребителю.
Короче говоря, пока существует извращенное представление о ценностях, согласно которому размеры и внешний вид имеют большее значение, чем качество, проблема загрязнения продуктов питания не будет решена.
ТОРГОВЛЯ НАТУРАЛЬНЫМИ ПРОДУКТАМИ
За последние несколько лет я передал 2,2-2,9 тонн риса в магазины натуральных продуктов в различных частях страны. Я отгрузил 400 15-ти килограммовых коробок с мандаринами в кооператив в Токийском округе Сугинами. Председатель кооператива хотел продавать чистую продукцию, и это явилось основой для нашего соглашения. Первый год прошел довольно успешно, хотя были некоторые жалобы. Размер плодов сильно варьировал, поверхность была не совсем чистой, кожица в некоторых местах сморщилась и так далее. Я отгружал плоды в простых немаркированных коробках, и некоторые люди подозревали без всяких оснований, что это фрукты второго сорта. Теперь я упаковываю плоды в коробки с надписью "натуральные мандарины".
Поскольку натуральные продукты можно производить с наименьшими затратами и усилиями, я считаю, что они должны продаваться по самой низкой цене. В последний год в Токийском округе мои фрукты были самыми дешевыми. По мнению многих владельцев магазинов, они обладали самым изысканным вкусом. Конечно, было бы лучше всего, если бы фрукты можно было бы продавать прямо на месте, исключив тем самым время и затраты на перевозку Но даже и так цена была правильной, фрукты не содержали химикатов и имели хороший вкус. В этом году меня просили отгрузить в 2-3 раза больше мандаринов, чем раньше.
Теперь возникает вопрос, как далеко может распространиться прямая продажа натуральных продуктов. В этом отношении у меня есть одна надежда. В последнее время производители химически обработанных продуктов попали в очень тесные экономические тиски, и это сделало более привлекательным для них выращивание натуральных продуктов. Несмотря на то, что среднему фермеру приходится тяжело трудиться, применяя химикаты, ускорители созревания, покрывая плоды воском и так далее, он может продать свои плоды только за такую цену, которая едва покрывает расходы. Фермер, продукция которого немного более низкого качества, закончит год совсем без всякой прибыли.
Поскольку в последние несколько лет цены резко упали, сельскохозяйственные кооперативы и сортировочные центры стали очень требовательны, принимая фрукты только очень высокого качества Худшие по качеству фрукты не могут быть проданы сортировочным центрам. После целого дня работы в саду: сначала сбор мандаринов, затем раскладка их в ящики и перевозка в помещение для сортировки, фермер должен еще трудиться до 11-12 часов ночи, отбирая плоды только совершенной формы и размера (не попавшие в этот разряд фрукты продают приблизительно за полцены частным компаниям для изготовления сока).
Хорошие плоды составляют в среднем от 25 до 50% от общего урожая и еще какая-то их часть бракуется кооперативом. Если прибыль составляет хотя бы 2-3 цента на фунт, это считается очень хорошо. Бедный фермер тяжело трудится целыми днями и все же существует на грани разорения.
Выращивание фруктов без химикатов, удобрений и вспашки почвы требует меньше затрат и, следовательно, фермер получает более высокую прибыль. Фрукты поступают в продажу практически без сортировки. Я только упаковываю фрукты в коробки, отсылаю их на рынок и рано ложусь спать.
Мои соседи - фермеры поняли, что они тяжело трудятся только для того, чтобы закончить год, не имея ничего в карманах. Они постепенно приходят к выводу, что нет ничего странного в выращивании натуральных продуктов питания. Внутренне они уже готовы к переходу к земледелию без химикатов. Но пока натуральные продукты распределяются локально, среднего фермера будет беспокоить отсутствие рынка для продажи его продукции.
Что касается потребителей, то среди них распространено мнение, что натуральные продукты должны быть дороги. Если они недороги, люди подозревают, что продукты не натуральные. Один лавочник сказал мне, что никто не будет покупать натуральные продукты, пока они не будут стоить дорого.
Я все же думаю, что натуральные продукты должны продаваться дешевле. Несколько лет назад меня попросили прислать мед, собранный в цитрусовом саду, и яйца от кур, живущих на горе, в магазин натуральных продуктов в Токио. Когда я обнаружил, что торговец продает их по высоким ценам, я был взбешен. Я знаю также, что торговец обманывал своих покупателей, смешивая мой рис с другим рисом, чтобы увеличить вес, и этот рис продает покупателям по неправильной цене. Я немедленно прекратил отгрузку продуктов в этот магазин.
Если за натуральные продукты берут высокую цену, это значит, что торговец получает избыточную прибыль. Кроме того, если натуральные продукты дороги, они становятся предметом роскоши и только богатые люди могут себе позволить питаться ими.
Если натуральные продукты должны стать широко известны, они должны быть доступны на местах по умеренным ценам. Покупатели должны привыкнуть к мысли, что низкая цена не означает, что продукты не натуральные.
КОММЕРЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПОТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЕ
Когда впервые появилась концепция коммерческого земледелия, я был против нее. Коммерческое земледелие в Японии не доходно для фермера. Среди коммерсантов существует правило, что за качество продукта начисляется дополнительная плата. Но в японском земледелии все это не так прямо связано. Удобрение, корма, оборудование, химикаты закупаются по ценам, установленным за рубежом, и поэтому трудно сказать, какова будет истинная цена этих импортированных товаров для фермеров. Это полностью зависит от коммерсантов. И несколько продажная цена продукта строго фиксирована, то получается, что доходы фермера отданы на милость тех сил, которые находятся вне его контроля.
Обычно коммерческое земледелие находится в неустойчивом положении. Фермер был бы в гораздо лучшем положении, если бы выращивал продукты только для удовлетворения своих потребностей, не думая о зарабатывании денег. Если вы посадили одно зерно риса, вы получаете больше тысячи зерен. Один ряд репы даст вам корнеплодов на всю зиму. Если вы будете следовать этому образу мыслей, у вас будет достаточно еды, более, чем достаточно, без всякой борьбы. Но если вы вместо этого решите делать деньги, вы оказываетесь в бешено мчащемся экспрессе прибыли и мчитесь вместе с ним.
В последнее время я часто думал о белых леггорнах. Благодаря улучшению породы белый леггорн откладывает яйца 200 дней е году, поэтому выращивание их для получения прибыли -относительно хороший бизнес. Для коммерческого выращивания эти куры содержатся в маленьких клетках, составленных длинными рядами, напоминающими камеры для заключенных. И за всю их жизнь их ноги ни разу не ступают по земле. Среди них часто распространяются болезни, поэтому птицы накачаны антибиотиками и в корма вводят витамины и гормоны.
Говорят, что местные куры, которые сохранились здесь с древних времен, коричневые и черные "шамо" и "чабо" откладывают яйца в два раза меньше. В результате этих кур в Японии больше не держат. Я выпустил двух кур и петуха свободно бегать по склонам горы, а через год их стало двадцать четыре. Птицы отложили мало яиц только потому, что они были заняты выращиванием цыплят.
В первый год леггорны дают более высокую яйценоскость, чем местные породы, но через год леггорн истощается и выбраковывается, Кроме того, леггорн дает много яиц, так как он выкормлен искусственно обогащенной пищей, импортируемой из других стран и покупаемой у коммерсантов, а местные птицы породы шамо свободно бегают между деревьями, питаются семенами и насекомыми и дают отборные натуральные яйца.
Если вы думаете, что коммерческие овощи произвела природа, вы очень сильно ошибаетесь. Эти овощи представляют собой водянистый концентрат азота, фосфора и калия, полученный с небольшой помощью семян. И они имеют соответствующий вкус. И коммерческие куриные яйца (вы можете называть их яйцами, если вам это нравится) - это ничего более, как смесь синтетической пищи, химикатов и гормонов. Это не природный продукт, но сделанная людьми синтетика в форме яйца. Фермера, который производит овощи и яйца такого рода, я называю промышленником.
Теперь, когда речь зашла о промышленном производстве, вам придется заняться некоторыми мысленными подсчетами, если вы хотите иметь прибыль. Если коммерческий фермер не умеет считать деньги, он похож на коммерсанта, который не умеет обращаться со счетами. Другие люди считают его глупцом и его прибыль присваивают себе политики и торговцы.
В старые времена были воины, земледельцы, ремесленники и торговцы. Сельское хозяйство было ближе к источнику жизни, чем торговля или промышленность, и земледельца почитали как "виночерпия богов". Он всегда был в состоянии свести концы с концами, и всегда имел достаточно еды.
Но теперь все находятся в волнении по поводу делания денег. Выращивают ультрамодные продукты: виноград, томаты, дыни. Цветы и фрукты выращивают в любой сезон в теплицах. Распространилось разведение рыбы и выращивание крупного рогатого скота, поскольку это даст высокую прибыль.
Такой порядок вещей ясно показывает, что происходит, когда земледелие включается в погоню за прибылью. Колебания цен громадны. Есть прибыли, но есть также и потери.
Катастрофа неминуема. Японское сельское хозяйство потеряло чувство своего направления и стало нестабильным. Оно отошло от основных принципов сельского хозяйства и стало бизнесом.
ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ЧЬЕЙ ПОЛЬЗЫ?
Когда я впервые начал прямой посев риса и озимых зерновых, я собирался убирать урожай вручную серпом и поэтому считал, что более удобно сеять семена правильными рядами. После многих попыток, все время попадая впросак как дилетант, я сделал приспособление для посева. Думая, что это приспособление может быть использовано другими фермерами, я принес его показать человеку с Испытательного Центра. Он сказал мне, что поскольку мы живем в век больших машин, мое "хитроумное" приспособление не может его интересовать,
Затем я пошел к производителю сельскохозяйственного оборудования. Там мне сказали, что такое простое орудие, независимо от того, как много вы их сделаете, не может быть продано дороже, чем 3,5 доллара за штуку, "Если мы будем делать такие безделушки, фермеры могут начать думать, что им не нужны тракторы, которые мы продаем за тысячи долларов". Он сказал, что в наше время идея заключается в том, чтобы быстро изобрести машину для посадки риса, продавать ее как можно дольше, затем придумать что-нибудь новое. Вместо маленьких тракторов, они хотели перейти к большим моделям, и мое предложение было для них шагом назад. Чтобы удовлетворять требованиям времени, ресурсы тратятся на дальнейшие бесполезные исследования, и до сегодняшнего дня мой патент остается лежать на полке.
То же самое с удобрениями и химикатам!.. Вместо того, чтобы создавать удобрения с учетом потребностей фермера, удобрение делают для производства чего-нибудь нового, чтобы делать деньги. После того, как специалисты уходят с работы в Испытательных Центрах, они переводятся на работу прямо в большие химические компании. Недавно я разговаривал с м-ром Асада, чиновником из Министерства Сельского хозяйства и Лесоводства, и он рассказал мне интересную историю. 'Узнав, что баклажаны, поступившие в продажу зимой, лишены витаминов, а огурцы - вкуса, он исследовал это явление и нашел причину: часть солнечных лучей не может проникнуть через виниловое и стеклянное покрытие, под которым выращивают овощи. Его исследования говорят в пользу помещения осветительной системы внутрь теплицы
Здесь возникает основной вопрос: необходимо ли человеку есть зимой баклажаны и огурцы. Единственная причина, по которой эти овощи выращиваются зимой, это то, что они могут быть проданы за хорошую цену. Кто-то разрабатывает систему их выращивания, а через некоторое время обнаруживается, что эти овощи не имеют никакой питательной ценности. Специалист думает, что если питательные вещества потеряны, то надо найти способ предотвратить эту потерю. Поскольку считают, что причина в системе освещения, он начинает исследовать свет. Он думает, что все будет в порядке, если он сможет выращивать тепличные баклажаны, содержащие витамины. Мне говорили, что есть специалисты, которые всю свою жизнь посвятили исследованиям такого рода.
Конечно, если такие громадные усилия и ресурсы направлены на производство тепличных баклажан и объявлено, что эти овощи обладают высокой питательной ценностью, то они имеют более высокую цену и хорошо продаются. "Если это прибыльно, и если вы можете продать это, то в этом не может быть ничего плохого".
Как бы люди ни старались, они не могут улучшить качества выращенных натуральным способом овощей и фруктов. Продукты, выращенные неестественным способом, удовлетворяют только мимолетные желания людей, но ослабляют тело и изменяют химию тела так, что оно начинает зависеть от такой пищи. Когда это происходит, то становятся необходимыми витаминные добавки и лекарства. Эта ситуация создает только трудности для фермера и страдания для потребителей.
ЧТО ТАКОЕ ПИЩА ЧЕЛОВЕКА?
Однажды кто-то с телевидения пришел ко мне и попросил сказать что-нибудь о вкусе натуральной пищи. Мы поговорили, а потом я предложил ему сравнить яйца, отложенные курами в курятнике, с яйцами от кур, свободно живущих в саду. Он увидел, что желток у яиц от кур типичного птицеводческого хозяйства, мягкий и водянистый и имеет светло-желтую окраску. А желток у яиц тех кур, которые жили на горе, плотный, упругий и светло-оранжевого цвета. Когда старик, который держит ресторан "суши" в городе, попробовал одно из натуральных яиц, он сказал: "Вот это настоящее яйцо, такое же, как в старые дни" и он наслаждался этим яйцом, как будто это было какое-то редкое сокровище.
В мандариновом саду наверху среди сорняков и клевера растет много разных овощей. Репа, лопух, огурцы и тыквы, арахис, морковь, картофель, съедобные хризантемы, лук, листовая горчица, капуста, различные виды бобов и многие другие травы и овощи растут все вместе. Мы обсуждали, имеют ли эти овощи, выращенные как полудикие растения, лучший вкус, чем те, которые выращены на домашнем огороде или в полях с помощью химических удобрений. Когда мы сравнивали их, вкус был совершенно различен, и мы пришли к выводу, что "дикие" овощи имеют более "богатый" вкус.
Я сказал репортеру, что когда овощи выращивают на вспаханном поле с использованием химических удобрений, в почву вносят азот, фосфор и калий. Но когда овощи растут среди естественной растительности на почве, богатой естественным органическим веществом, они получают более сбалансированное питание. Большое разнообразие сорняков и трав означает, что в почве содержатся разнообразные доступные овощным растениям элементы и микроэлементы питания. Растения, выращенные на такой сбалансированной почве, обладают более тонким вкусом.
Съедобные травы и дикие овощи, растения, выросшие на склоне горы или на лугу, обладают высокой питательной ценностью и могут быть использованы как лекарства. Пища и лекарства - это не совсем две разные вещи: это две стороны одной медали. Химически выращенные овощи можно съесть как пищу, но их нельзя использовать как лекарства.
Если вы собираете и съедаете семь весенних трав (водный кресс, пастушья сумка, дикая репа, сушеница, мокричник, дикая редька, пикульник), ваша душа смягчается. А если вы съедаете побеги папоротника-орляка, осмунды и пастушьей сумки, вы станете спокойны. Пастушья сумка - лучшее средство, чтобы успокоить нетерпение и тревогу. Говорят, что если маленькие дети едят пастушью сумку, почки ивы или насекомых, живущих на деревьях, они становятся спокойнее и меньше плачут. И поэтому в прежние времена детям давали их есть. Дайкон (японская редька) имеет в качестве предка растение, называемое "назуна" (пастушья сумка), и слово "назуна" родственно слову "нагома", что значит "быть смягченным". Дайкон - это растение, "которое смягчает нрав".
Говоря о естественной пище, часто забывают насекомых. Во время войны, когда я работал в Опытном центре, мне было поручено изучить какие насекомые в Южной Азии могут служить пищей. Когда я занялся исследованием этого вопроса, я был поражен, обнаружив, что почти каждое насекомое съедобно.
Например, никто не думает, что вши и блохи могут иметь какое-то употребление. Но вши, размолотые и съеденные с зерном, являются средством от эпилепсии, а блохи - лекарство от обморожения. Все личинки насекомых довольно съедобны, но они должны быть съедены живыми. Изучая старые тексты, я нашел истории о "деликатесах", приготовленных из личинок, и вкус обычного шелковичного червя был назван "изысканным сверх всякого сравнения". Даже бабочки, если вы стряхнете с них пыльцу, очень вкусны.
Так с точки зрения вкуса или здоровья, многие вещи, которые люди считают омерзительными, на самом деле довольно вкусны и полезны.
Овощи, которые биологически наиболее близки своим диким предкам, имеют самый лучший вкус и пищевую ценность. Например, в семействе лилейных, которые включают чеснок, китайский лук, лук-порей, лук на перо, перламутровый лук, "нира", репчатый лук, "нира" и лук-порей наиболее питательны, используются как лекарство и как тонизирующее средство. Для большинства людей, однако, более привычны лук на перо и репчатый лук, которые считаются самыми вкусными. По каким-то причинам современные люди любят вкус овощей, который не похож на вкус их диких предков.
Те же вкусовые предпочтения наблюдаются в отношении животной пищи. Дикие птицы гораздо полезнее, чем домашние куры и утки, и все же домашние птицы, выращенные в условиях очень далеких от естественных, считаются вкусными и продаются по высоким ценам. Козье молоко намного питательнее, чем коровье, но именно на коровье молоко установился наибольший спрос. Продукты питания, которые получены с помощью химикатов или в совершенно неестественных условиях, нарушают химический баланс тела. Чем более разбалансировано тело, тем более сильной становится потребность в неестественной пище. Эта ситуация опасна для здоровья.
Говорить, что питание человека - это только вопрос вкуса - значит обманывать себя, потому что спрос на неестественную или экзотическую пищу создает трудности и для фермера и для рыбака. Чем больше желаний, тем больше требуется работы, чтобы их удовлетворить. Некоторые рыбы, как например популярный тунец и желтохвост ловятся только в отдаленных водах, но сардины, морской лещ, камбала и другие мелкие рыбы в изобилии водятся во Внутреннем Море. С точки зрения питания, животные, обитающие в пресной воде рек и ручьев, как сазан, прудовая улитка, речной рак, болотные крабы и так далее полезнее для здоровья, чем животные соленых вод. Среди морских животных на первом месте по питательности стоят мелководные обитатели, за ними - рыбы глубоководных морей. Пища, которая рядом, для человека полезнее, а те продукты, которые добываются с большим трудом, оказываются наименее ценными. Короче говоря, та пища, которая всегда под руками, всегда полезна. Если фермер, который живет в деревне, ест только ту пищу, которая может быть выращена или собрана на месте, он не ошибется. А кто-то, подобно молодым людям, живущим в хижинах в моем саду, сочтет самым простым есть неполированный рис, неотшлифованный ячмень, просо и гречиху вместе с соответствующими сезону полудикими овощами. Это будет самая лучшая пища. Она будет иметь хороший вкус и будет полезна для тела. Если собирать 5,85 ц риса и 5,85 ц озимых зерновых с поля размером 0,1 га, то такое поле может снабжать питанием 5-10 человек, причем каждый человек будет затрачивать на выращивание этого урожая меньше одного часа работы в день. А если поле будет отведено под пастбище или если зерно скармливать скоту, то на обработку 0,1 га потребуется всего 1 человек. Мясо становится предметом роскоши, если на его производство требуется земля, которая могла бы непосредственно производить пищу для потребления человека (хотя большая часть мяса в Северной Америке производится путем скармливания скоту зерна полевых культур: пшеницы, ячменя, кукурузы и сои, есть также большие площади земли, которые можно использовать только как пастбища или сенокосы. В Японии такой земли почти нет. Почти все мясо должно ввозиться из-за рубежа).
Это нужно сказать ясно и определено. Каждый человек должен серьезно взвесить, сколько затруднений он создает, отдавая предпочтение пище, получаемой такой дорогой ценой.
Мясо и другие импортируемые продукты - это предметы роскоши, так как они требуют больше энергии и ресурсов, чем традиционные овощи и зерно, производимые на месте. Из этого следует, что люди, которые ограничивают себя простой местной пищей, должны меньше работать и им требуется меньше земли, чем тем, у кого разгорается аппетит на деликатесы.
Если люди будут продолжать есть мясо и импортировать продукты питания еще в течение 10 лет, то можно с уверенностью сказать, что в Японии начнется пищевой кризис. В течение 30 лет произойдет очень сильное снижение производства продуктов. Откуда-то в страну проникла абсурдная идея, что замена в питании риса хлебом означает повышение уровня жизни японского народа. На самом деле это не так. Неполированный рис и овощи могут показаться грубой пищей, но это наиболее питательная пища, и она делает человека способным жить просто и естественно.
Если у нас разразится пищевой кризис, он разразится не от недостатка естественных производительных сил, а от непомерных человеческих желаний.
МИЛОСЕРДНЫЙ КОНЕЦ ЯЧМЕНЯ
Сорок лет назад в результате усиления политической вражды между США и Японией прекратился ввоз пшеницы из Америки. По всей стране возникло движение за выращивание пшеницы своими силами. Американские сорта пшеницы требуют длинного вегетационного периода и в Японии созревание зерна приходится на середину сезона дождей После того, как фермер потратит столько труда для выращивания культуры, зерно часто сгнивает во время уборки. Эти сорта доказали свою непригодность и высокую чувствительность к болезням, поэтому фермеры не хотели выращивать пшеницу. Размолотая и поджаренная традиционным способом, она имела такой отвратительный вкус, что ее невозможно было есть.
Традиционные сорта ржи и ячменя могут быть убраны в мае, до начала дождей, поэтому они более надежны. Возделывание пшеницы было навязано фермерам без всякого смысла. Хотя все смеялись и говорили, что нет ничего хуже, чем выращивание пшеницы, но тем не менее фермеры терпеливо следовали государственной политике. После войны американская пшеница снова импортировалась в больших количествах, что вызвало падение цен на пшеницу, выращенную в Японии. Это добавило ко многим другим еще одну причину для прекращения выращивания пшеницы. "Покончим с пшеницей! Покончим с пшеницей!" - таков был лозунг, пропагандируемый по всей стране государственными сельскохозяйственными лидерами, и фермеры с радостью следовали ему. В то же самое время из-за низких цен на импортируемую пшеницу государство поощряло фермеров прекратить выращивание традиционных озимых зерновых ржи и ячменя. Эта политика привела к тому, что поля в Японии оставляли под паром на всю зиму.
Приблизительно десять лет назад я был выбран представлять префектуру Эхиме в телевизионном конкурсе "Лучший фермер года". В это время член отборочного комитета спросил меня: "М-р Фукуока, почему вы не прекратили выращивание ржи и ячменя?" Я ответил:
"Рожь и ячмень легко выращивать, и чередуя их с посевами риса вы можете получить с японских полей самое большое количество калорий. Вот почему я не прекратил их выращивать."
Мне дали понять, что тот, кто упрямо идет против воли Министерства Сельского хозяйства, не может быть назван "Лучшим фермером", и тогда я сказал: "Если это может помешать получить звание "Лучшего фермера", лучше я останусь без этого звания". Один из членов отборочной комиссии позже сказал мне: "Если бы я бросил университет и стал фермером, я, возможно, вел бы хозяйство как вы, и выращивал рис летом, а рожь и ячмень зимой, каждый год, как до войны".
Вскоре после этого эпизода я участвовал в телевизионной программе в дискуссии с различными университетскими профессорами и меня снова спросили: "Почему вы не прекратили выращивать рожь и ячмень?" Я снова очень четко объяснил, что я не мог этого сделать по любой из дюжины веских причин. Приблизительно в это время лоз/нг о прекращении возделывания озимых зерновых призывал к "Милосердному концу". Это значило, что практика выращивания озимых зерновых и риса должна тихо скончаться. Но "милосердный конец" - это слишком нежный термин. Министерство Сельского хозяйства, действительно, хотело похоронить его в могиле. Когда мне стало ясно, что основная цель программы - ускорить конец выращивания озимых зерновых, оставив их, так сказать, "умирать на обочине дороги", я взорвался от возмущения.
Сорок лет назад был призыв выращивать пшеницу, выращивать чуждую зерновую культуру, бесполезную и неудобную в наших условиях. Затем было сказано, что японские сорта ржи и ячменя не имеют такой высокой питательной ценности, как американская пшеница. И фермеры с сожалением прекратили выращивание этих традиционных культур Поскольку жизненный стандарт рос очень быстро, люди начали есть мясо, есть яйца, пить молоко и вместо риса стали есть хлеб. Кукуруза, соя и пшеница ввозились во все больших количествах. Американская пшеница была дешевой, поэтому выращивание местных культур - ржи и ячменя - было прекращено. Японское сельское хозяйство освоило те приемы, которые заставляли фермеров часть времени работать в городе, чтобы они могли покупать те продукты, которые им было велено не выращивать.
А теперь возникло новое представление о недостатке пищевых ресурсов. Снова начали пропагандировать самообеспечение производством ржи и ячменя. Говорят, что это будет даже субсидироваться. Но нельзя выращивать традиционные озимые зерновые пару лет, а затем снова отказаться от них. Должна быть выработана здоровая сельскохозяйственная политика. Поскольку Министерство Сельского хозяйства не имеет ясного представления о том, что нужно выращивать в первую очередь, и поскольку оно не понимает, какая связь существует между тем, что выращивается в полях, и питанием, устойчивая сельскохозяйственная политика остается недосягаемой.
Если работники Министерства пошли бы в горы и на луга, собрали бы семь весенних трав и семь осенних трав (китайский колокольчик, маранта (кудзу), посконник, валериана, леспедеца, смолевка и японская пампасная трава) и попробовали их на вкус, они бы узнали, каков источник питания человека. Если бы они захотели узнать больше, они увидели бы, что вы можете очень хорошо жить, питаясь традиционными домашними культурами: рисом, ячменем, рожью, гречихой и овощами и они могли бы просто решить, что это все, что нужно выращивать японскому сельскому хозяйству. Если это все, что должен выращивать фермер, то земледелие становится очень легким делом.
До сих пор среди современных экономистов господствует мнений, что мелкие, сами себя обеспечивающие фермы не нужны, что это примитивный тип сельского хозяйства, который должен быть уничтожен как можно скорее. Было установлено, что площадь каждого поля должна быть увеличена, чтобы обеспечить переход к крупномасштабному, сельскому хозяйству американского типа. Этот тип мышления относится не только к сельскому хозяйству - развитие всех областей жизни идет в том же направлении.
Цель заключается в том, чтобы в земледелии осталась только небольшая часть населения. Сельскохозяйственные авторитеты говорят, что меньшее количество людей, используя большие сельскохозяйственные машины, может получить больший урожай с той же самой площади. Так понимают прогресс в сельском хозяйстве.
После войны 70-80% населения Японии были фермерами. Это количество быстро снизилось до 50%, затем 30%, 20% и теперь эта цифра составляет около 14%. Намерение Министерства Сельского хозяйства состоит в том, чтобы достигнуть того же уровня, что в Европе и Америке, оставив в сельском хозяйстве меньше 10% населения.
По моему мнению, если бы 100% населения были бы фермерами, это было бы идеально. На одного человека в Японии приходится как раз 0,1 га пахотной земли. Если каждому человеку дать по 0,1 га, это составит 0,5 га на семью из пяти человек, этого будет более, чем достаточно, чтобы кормить семью в течение целого года. Если будет введено натуральное земледелие, то фермер будет иметь также достаточно времени для отдыха и социальной активности в деревенской общине. Я думаю, что это наиболее прямой путь, чтобы превратить страну в счастливую процветающую землю.
ПРОСТО СЛЕДУЙ ПРИРОДЕ, И ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО
Преувеличенность желаний - это основная причина, которая привела мир к кризисному состоянию. Быстро лучше, чем медленно; больше лучше, чем меньше - это внешние черты так называемого "развития". Они непосредственно связаны с надвигающейся катастрофой нашего общества. Человечество должно прекратить удовлетворять свое желание материального обладания и личной выгоды и вместо этого начать двигаться по пути духовного знания.
Сельское хозяйство должно перейти от больших механизированных хозяйств к маленьким фермам, производящим только необходимое для их жизни. Материальная жизнь и питание должны занять свое соответствующее место. Если это будет сделано, работа станет удовольствием и духовная жизнь станет полной.
Чем более фермер разворачивает масштабы своих операций, тем больше его тело и душа растрачиваются зря и тем дальше он уходит от духовно удовлетворяющей жизни. Жизнь маленькой фермы может показаться примитивной, но такая жизнь делает возможным созерцание Великого Пути (путь духовного осознания, который включает внимание и заботу об обычной повседневной деятельности). Я думаю, что если человек сумеет глубоко проникнуть в жизнь своего собственного окружения и мир повседневных забот, в котором он живет, то ему откроется величайший из миров.
В давние времена в конце года фермер проводил январь, февраль и март, охотясь на кроликов на холмах. И хотя он был бедным крестьянином, он все же имел эту степень свободы. Новогодние каникулы продолжались около трех месяцев. Постепенно свободное время сократилось до двух месяцев, одного месяца, и теперь Новогодние праздники свелись к трем дням.
Уменьшение Новогодних каникул говорит о том, насколько более занят стал фермер и насколько потерял свое физическое и духовное благополучие. В современном сельском хозяйстве фермер не имеет времени, чтобы писать стихи или сочинять песни.
Однажды, когда я чистил маленькую деревенскую часовню, я был удивлен, увидев висящие на стенах маленькие дощечки. Счистив пыль и разглядывая смутные и выгоревшие буквы, я смог обнаружить дюжину стихов "хайку". Даже в такой маленькой деревне, как эта, двадцать или тридцать человек сочиняли "хайку" и дарили их как приношения. Это говорит о том, как много свободного времени было у людей в их жизни в старые времена. Возраст некоторых стихов должен был составлять несколько столетий. Поскольку это было так давно, авторы этих стихов, очевидно, были бедные крестьяне, но они все же имели время, чтобы писать "хайку".
Теперь в этой деревне нет ни одного человека', который имел бы достаточно времени, чтобы заниматься поэзией В течение холодных зимних месяцев только некоторые жители деревни могут найти время выбраться на день или два для охоты на кроликов. Во время отдыха теперь в центре внимания находится телевизор и совсем нет времени для простых развлечений, которые разнообразят и обогащают жизнь фермера Вот что я имею в виду, когда говорю, что сельская жизнь становится бедной и слабой духовно, она становится заполненной только материальными заботами. Лао Цзы, таоистский мудрец, говорит, что полная и упорядоченная жизнь может быть только в маленькой деревне. Бодхидхарма, основатель философии Дзен, прожил девять лет в уединении в пещере. Заботы о делании денег, расширении, развитии, выращивании коммерческих культур и продаже их - это не дело фермера. Быть здесь, заботиться о маленьком поле, в совершенном обладании свободой и полнотой каждого дня - таков должен быть самобытный уклад жизни в деревне.
Разбить жизненный опыт пополам и назвать одну сторону физической, а другую духовной - это слишком узко и неясно. Жизнь человека не зависит от пищи. В конечном счете, мы не знаем, что такое пища. Было бы лучше, если бы люди перестали вообще думать о пище. Было бы также хорошо, если бы люди перестали заботиться об открытии "истинного смысла жизни". Мы никогда не узнаем ответа на "вечные" духовные вопросы, но было бы хорошо "ничего не понимать". Мы были рождены и живем на земле, чтобы лицом к лицу противостоять реальности жизни.
Жизнь - не больше, чем результат того, что ты рожден. Что бы люди ни ели, чтобы жить - все это ничего более, чем что-то придуманное ими. Мир существует таким образом, что если люди откажутся от своей воли и доверятся природе, нет причин ожидать голода.
Жить здесь и теперь - это настоящая основа человеческой жизни. Когда наивное научное знание становится основой человеческой жизни, люди начинают жить так, как будто они зависят только от крахмала, жиров и белков, а растения - от азота, фосфора и калия. И ученые, независимо от того, как долго они исследуют природу, независимо от того, как далеко они продвинулись в исследованиях в конце концов приходят только к осознанию того, как совершенна и таинственна природа. Думать, что путем исследований и открытий человечество может создать что-то лучшее, чем природа, - это иллюзия. Я думаю, что люди борются только за то, чтобы узнать, что они могут называть громадной непостижимостью природы.
То же самое относится к фермеру и его работе: следуй природе, и все будет хорошо. Земледелие всегда считалось священной работой. Когда человечество удалилось от этого идеала, возникло современное коммерческое земледелие. Когда фермер начал выращивать культуры, чтобы делать деньги, он забыл настоящие источники земледелия.
Конечно, коммерсанты играют определенную роль в обществе, но прославление коммерческой активности уводит людей в сторону от осознания истинного источника жизни. Земледелие, как занятие, связанное с природой, тесно связано с этим источником.
Многие фермеры не знают природы, даже живя и работая в окружении природы, но мне кажется, что земледелие представляет много возможностей для более глубокого постижения жизни.
"Принесет ли ветер осень и дождь, но сегодня я буду работать в полях". Это слова старой народной песни. Они выражают правду сельского труда как способа жизни. Не имеет значения, каким будет урожай, будет или нет достаточно пищи, радость в том, чтобы просто сеять семена и заботливо выращивать растения.
РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ НАТУРАЛЬНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Я не особенно люблю слово "работа". Человеческие существа - единственные животные, которые должны работать. Я думаю, что это наиболее бессмысленная вещь в мире. Другие животные просто живут в жизни, но люди работают как сумасшедшие, думая, что они должны это делать, чтобы остаться живыми. Чем больше труд, чем сложнее задача, тем прекраснее, считают они. Было бы хорошо отказаться от такого образа мыслей и жить легкой удобной жизнью, имея много свободного времени. Я думаю, что образ жизни животных в тропиках, когда утром и вечером они выходят в поисках еды, а все послеполуденное время проводят в дремоте, - я думаю, что это чудесная жизнь.
Для человека такая простая жизнь была бы возможна, если бы он работал ровно столько, сколько надо, чтобы удовлетворить его ежедневные потребности. В такой жизни работа - это не та работа, которую люди обычно подразумевают под этим словом, но это просто исполнение того, что должно быть сделано.
Моя цель - обеспечить движение в этом направлении. Это также цель семи или восьми молодых людей, которые живут коммуной в хижинах на горе и помогают делать ежедневную фермерскую работу. Эти молодые люди хотят стать фермерами, чтобы основать новые деревни и коммуны, и попробовать вести этот образ жизни. Они пришли на мою ферму, чтобы научиться фермерскому мастерству, которое им понадобится, чтобы выполнить этот план.
В последнее время в стране возникло несколько коммун. Некоторые называют их сборищем хиппи. Хорошо, их можно рассматривать и с такой точки зрения тоже. Но, живя и работая вместе, пытаясь найти путь назад к природе, они служат моделью "нового фермера". Они понимают, что прочно укорениться означает жить урожаем своей собственной земли. Коммуны, которые не в состоянии обеспечить себя пищей, долго не протянут.
Многие из этих молодых людей едут в Индию или во французскую Ганди Виллидж, живут в кибутцах в Израиле, или посещают коммуны в горах и пустынях Американского Запада. Среди них есть такие, как группа на острове Суванозе в цепи Тохарских островов в Южной Японии, которые пробуют новые формы семейной жизни и испытывают возможность тесного племенного образа жизни. Я думаю, что движение этой горстки людей - это путь к лучшим временам. Именно среди этих людей натуральное земледелие стало быстро распространяться и набирать силу.
Кроме того, различные религиозные группы начали перенимать методы натурального земледелия. В поисках фундаментальной основы природы человека, независимо от того, каким путем вы идете, вы должны начать с проблемы здоровья. Путь, ведущий к правильному пониманию, включает проживание каждого дня просто и открыто и питание здоровой натуральной пищей. Отсюда следует, что натуральное земледелие для многих людей - это лучшее начало пути.
Я сам не принадлежу ни к какой религиозной группе и могу свободно обсуждать свои взгляды с любым человеком. Я не придаю большого значения различиям между христианами, буддистами, шинтоистами и другими религиозными группами, но мне интересно, что моя ферма привлекает людей с глубокими религиозными убеждениями. Я думаю, причина в том, что натуральное земледелие в отличие от других типов земледелия, основано на философии, которая простирается значительно дальше представлений о почвенных анализах, рН и урожае.
Не так давно один молодой человек из Парижского Центра Органического земледелия поднялся на гору и мы целый день проговорили с ним. Я слышал о делах во Франции и знал, что они планируют международную конференцию по органическому земледелию и, готовясь к этой конференции, этот француз посещал органические и натуральные фермы во всем мире. Я показал ему сад, и затем мы сидели за чашкой полынного чая и обсуждали некоторые из моих наблюдений, сделанные за прошедшие тридцать лет.
Во-первых, я сказал, что если вы рассмотрите принципы органического земледелия, популярного на Западе, вы обнаружите, что они мало отличаются от традиционного Восточного земледелия, практикуемого в Китае, Корее и Японии в течение многих веков. Все японские фермеры использовали этот тип земледелия еще в период Эры Мейджи и Тайшо (1868-1962гг.) и до конца Второй Мировой войны. Это была система, в которой большую роль играл компост и утилизация человеческих и животных отходов. Это было интенсивное земледелие, и оно включало такие приемы, как ротацию культур, совместные посевы разных культур и зеленое удобрение. Поскольку площадь была ограничена, поля никогда не оставались пустыми и чередование посевов и уборок соблюдалось с большой точностью. Все органические остатки шли в компост и возвращались на поля. Использование компоста официально поощрялось, и сельскохозяйственные исследования касались, главным образом, органического удобрения и техники компостирования.
Таким образом, животные, растения и человек слились в сельском хозяйстве в единое тело, составлявшее основу японского земледелия вплоть до нашего времени. Можно сказать, что органическое земледелие в том виде, в каком оно существует на Западе, имеет своей отправной точкой традиционное земледелие Востока.
Далее я сказал, что среди методов натурального земледелия можно выделить два типа: трансцендентальное натуральное земледелие и ограниченное натуральное земледелие относительного мира (это мир в том виде, в котором его представляет себе интеллект). Если бы мне пришлось говорить об этом в терминах буддизма, я назвал бы эти два типа соответственно натуральное земледелие Махаяна и Хинаяна.
Натуральное земледелие Махаяна возникает само по себе там, где существует единство между человеком и природой. Оно приспособлено к природе, как она есть, и к разуму, как он есть. Оно возникло из убеждения, что если человек временно откажется от своей воли и позволит природе руководить собой, то в ответ природа обеспечит его всем необходимым. Можно пояснить это на простой аналогии: в трансцендентном натуральном земледелии отношения между человеком и природой можно сравнить с отношением между мужем и женой, соединившихся в совершенном браке. Брак не подарен и не получен от кого-то, совершенная пара создает сама себя.
С другой стороны, ограниченное натуральное земледелие также следует путем природы, это осознанные попытки органического и других методов соответствовать законам природы. Хотя земледелец по-настоящему любит природу и всерьез полагается на нее, отношения между ними все же не очень прочные.
Узкий взгляд на натуральное земледелие говорит, что для фермера хорошо вносить органическое удобрение в почву и что хорошо выращивать животных и что это лучший и наиболее эффективный способ использования природы. С точки зрения личной практики, это прекрасно, но если сохранится только такой подход, то дух истинного натурального земледелия умрет. Этот тип ограниченного натурального земледелия аналогичен школе фехтования, известной как "Школа одного удара", которая учит побеждать благодаря высокому мастерству и благодаря осознанному применению техники. Современное индустриальное земледелие подобно "Школе одного удара", оно верит, что победа может быть выиграна путем возведения мощного заграждения из ударов меча.
Чистое натуральное земледелие, наоборот, "Школа без удара", которая не стремится к победе. Претворение в практику принципа "ничего-не-делания" - это единственная цель, к которой должен стремиться фермер. Лао Цзы говорил о неактивной природе. Я думаю, что если бы он был фермером, он наверняка занимался бы натуральным земледелием. Я думаю, что путь Ганди - этот "метод без метода", действующий в состоянии сознания не побеждающего, не протестующего, близок натуральному земледелию. Если люди поймут, что они теряют радость и счастье в попытках овладеть ими, то они осознают также основу натурального земледелия. Единственная истинная цель земледелия - не выращивание растений, а культивирование и совершенствование человека (в этом параграфе м-р Фукуока рисует различие между техническими приемами, которые возникают спонтанно, как выражение гармонии личности и природы, в процессе его повседневных дел, свободно от волевого давления интеллекта).
| |||||
|